Поборы за капремонт: платить или нет?
Надежда Ефремова (Батяйкина)
16 декабря 2014
Вокруг организации капитального ремонта многоквартирных домов в последний год переплелось много нюансов –экономических, политических, коррупционных. Свой взгляд на тему предлагает руководитель общественной организации "Защиты прав потребителей" Надежда Ефремова, на примере многоквартирных домов поселка Воротынск.
Для начала выясним, зачем вообще понадобилось платить за капитальный ремонт. В советское время, когда все жилье было государственным и находилось на балансе у предприятий и колхозов, не возникало вопроса, кто должен ремонтировать дома. Понятно, что никаких денег граждан ни тогда, ни сейчас не хватило бы, чтобы провести ремонт крыши, заменить коммуникации, лифты и т.д., а вот у заводов, которые в СССР принадлежали всем гражданам (и поэтому прибыль шла не в карман олигархов, а распределялась на нужды общества), такие средства имелись. В 90-е годы приватизации подверглись не только предприятия, но и квартиры. Все доходы от неразрушенных заводов теперь отправлялись в карман частнику, а государство стало планомерно отказываться от своих обязанностей по содержанию жилого фонда. Теперь на нас сваливают еще и капитальный ремонт домов.
Жильцы многоквартирных домов по ул. 50 лет Победы в Воротынске платили за капитальный ремонт исправно с 1995 по 2007годы. Но капремонт ни одной из обслуживающих/управляющих компаний (домоуправление до 2005г., МУП "УК ЖКО" 2006-2007 годы) не проводился в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
С 2008г. решением главы администрации МО ГП "Поселок Воротынск" отменены сборы на капремонт многоквартирных домов (МКД) и основные накопления домов на капремонт оказались "отменены". Часть накоплений "пропала" при передаче жилого фонда от Минобороны муниципальным властям в 2005г., часть в 2008-2011гг. в МУП "УК ЖКО". Мы делали запрос в 2012г. в УВД МО Бабынинский район по вопросу поиска денег, в течение года их искали, но не нашли. Где наши накопления на капремонт за прошедшие 19 лет? Ответ не может дать ни власть, ни органы правопорядка и надзора.
Обратимся к закону. Итак, пункт 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ гласит: "Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме". Это касается всех граждан, кроме тех, которые проживают в частных, ветхих и аварийных домах. Пункт 1 статьи 181 обязывает собственников помещений, принявших "решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", заключить с региональным оператором "договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта". Формально большинство граждан регионального оператора не выбирали, им его услуги навязали, договор для заключения региональным оператором не направлялся собственникам помещений.
Точно такой же принцип главенствует и в части оплаты квитанций за капремонт: "При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора". Это не означает, что даже если владелец квартиры и не собирается заключать договор с региональным оператором, не хочет платить по первому квитку, но половина жителей его дома уже заплатила, то договор за него вновь заключается автоматически, а он сам считается должником. Этот принцип относится согласно ЖК РФ только к собственникам МКД, где не определились со способом управления домом. В наших домах выбраны советы и председатели домов.
Региональный оператор в квитанции ссылается на обязанность собственников помещений заключить договор о формировании фонда капремонта и отправляет собственников на интернет-сайт фонда. Все ли мы и наши соседи могут воспользоваться интернет-сайтом фонда? Те из нас, кто может воспользоваться компьютером, не смогут что-либо изменить в договоре, если это необходимо. И не смогут подписать договор виртуально, получить оригинал заключенного договора через интернет. Согласно части 3 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор "должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме". Региональный оператор без заключения договора присылает квитанцию к оплате взносов, не выполняя свои обязанности и нарушая права собственников помещений МКД.
Региональный оператор в квитанции ссылается на ст. 445 ГК РФ о порядке заключения договора, но этот порядок применим к коммерческим организациям, а Фонд капитального ремонта является некоммерческой организацией и не может быть оферентом договора. Поэтому, если собственник по незнанию и оплатил квитанцию по капремонту, то это не значит, что он автоматически заключил договор с Фондом капремонта.
Нас вводят в заблуждение или попросту обманывают и навязывают то, что удобно и не обременительно властям.
Как только собственнику предоставят договор на формирование фонда капремонта с перчнем работ, он с ним ознакомится и подпишет, только тогда наступают обязанности сторон, подписавших договор.
Что же ждет тех, кто все¬-таки решил не конфликтовать с чиновниками и оплатил квитанцию или подписал договор? Дома будут отремонтированы, но ждать этого придется очень долго. Своевременно и с высоким качеством? Для этого можно ознакомиться с содержанием Постановления правительства Калужской области от 30.12.2013г. № 753 и Приложением к региональной программе капремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Калужской области на 2014-2043 годы. Например, в домах по ул. 50 лет Победы и ул. Шестакова, где мы живём, первые работы начнутся только в 2019г. В домах по ул. 50 лет Победы в период с 2019 по 2023гг. запланирован ремонт кровли? Это приемлемо для дома № 12 (14 лет мягкой кровле), но для домов №№ 1-8 это долго 25-30 лет (мягкая кровля ремонтируется раз в 8-10лет)! Ремонт кровли дома № 19 по ул. Шестакова (год постройки 1968) запланирован на 2034-2038гг.? Ремонт фасадов домов №№ 1-8 с 2024 по 2028гг. т. е через 30 35 лет эксплуатации? Уже сейчас визуально заметно начало разрушения облицовки фасадов домов № 4, 3, 1, 6. Ремонт фасадов домов № 12 по ул. 50 лет Победы (год постройки 2004г.) и № 21 по ул. Шестакова (год постройки 1975) запланирован на 2039-2043гг.?
Ремонт горячего водоснабжения домов №№ 19 и 21 по ул. Шестакова запланирован в 2024-2028гг., но в этих домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Дом № 9 по ул. 50 лет Победы не включен в программу капремонта.
Складывается впечатление, что разработчики региональной программы капремонта общего имущества МКД Калужской области владеют неполной и недостоверной информацией о составе и состоянии жилого фонда. Либо главы муниципальных образований Калужской области предоставили некорректную информацию, либо "составители" программы слегка поспешили с выполнением задания "Партии и Правительства". Но "составители" программы не понимают или не хотят понять, что в этой "программе" решаются судьбы многих сотен тысяч живых людей. По области насчитывается около 17 000 многоквартирных домов. Из них более 85% старый, изношенный жилой фонд, там проживает подавляющее большинство собственников помещений. Имеет смысл не спешить с реализацией программы, не подписывать договоры, а детально отработать план капремонта общего имущества каждого многоквартирного дома применительно к фактическому состоянию, провести объективную ревизию состояния каждого дома. Предложить муниципальным властям взять расходы по капремонту общего имущества МКД, построенных до 2005г., на себя согласно ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-I.