СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Калужская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Точка зрения. Больше внимания стратегии

А.ШИБАНОВ.

20 августа 2014

10 августа в стране отмечался День строителя. В этот день мы встретились с депутатом Калужского областного Законодательного Собрания Александром Витальевичем ТРУШКОВЫМ и наша беседа зашла о проблемах городского строительства и перспективах развития Обнинска в этой сфере.

– Давайте посмотрим на ситуацию: то, что у нас сейчас огромное количество жилья сдаётся, готовится или планируется к вводу – как это скажется на уровне, качестве жизни горожан? – начал разговор Александр Витальевич. – Сейчас идут реляции о том, что в этом году Калужская область сдаст порядка 650 тысяч квадратных метров жилья, в следующем еще на пятьдесят тысяч больше. Это считается вроде как хорошо. Но многое кроется в вещах, кажущихся мелочами. По моим данным, в Обнинске на сегодняшний день в общей сложности сдано в эксплуатацию порядка двух с половиной миллионов квадратных метров жилья. Это выходит примерно 23-25 квадратных метров на каждого жителя города. Достраивается "Солнечная долина", по соседству – "Зелёный остров", дальше – огромный массив, который строит СУ-155 – "Заовражье", там запланировано порядка 750 тысяч квадратных метров жилья эконом-класса. Плюс "Мособлстрой" ведет работы в "старом" городе, на посёлке Мирный планируется построить шесть высотных домов переменной этажности, в районе стадиона развернулась стройплощадка отдельного микрорайона, большую площадь займет 55-й микрорайон. Более мелкие проекты я даже не упоминаю. Всё вместе, по моим подсчетам, добавит ещё минимум миллион квадратных метров в течение ближайших нескольких лет. И с этой цифрой мы выйдем где-то на 35 квадратных метров жилья на человека. То есть на семью из трёх человек придётся порядка 100 квадратных метров. Это высокие показатели с учётом стоимости жилья в городе. Те же 100 метров – это порядка пяти миллионов рублей. Такую квартиру средний обнинец будет "отбивать" достаточно долго при режиме строгой экономии в повседневной жизни. Возникает вопрос – на кого вообще всё это рассчитано?

– Есть мнение, что квартиры в Обнинске активно скупают москвичи, либо для того, чтобы самим переехать жить в старости в достаточно тихий и цивилизованный город, либо как вложение капитала в недвижимость с целью последующей сдачи в аренду или перепродажи...

– Допустим. Ну, и кому от этого хорошо, если город в новостройках будет стоять наполовину пустой? Всё-таки квартиры строятся для того, чтобы в них кто-то жил. Ещё момент – куда уходят налоги? Ведь у нас почти нет своих строительных организаций. Есть две фирмы из Наро-Фоминска, остальные московские – "Мособлстрой", СУ-155 и компания ПИК, то есть мы денег от налогов в городской бюджет от них не видим. Но меня больше волнует даже не это, а инфраструктурный вопрос. Я считаю, что на сегодня не решено много вопросов и с точки зрения обеспечения транспортной доступности в новых районах города, и с точки зрения обеспеченности детскими садами, школами, поликлиниками, при том, что торговые площади запланированы в избытке.

В первую очередь речь стоит вести о дорогах. Мы знаем, что последнее время Обнинск вынужден буквально выпрашивать деньги на дорожное строительство у Калуги, куда сейчас уходят все налоги. Транспортный налог, который, собственно, и был той "копилкой", откуда черпались деньги на ремонт и строительство новых дорог, в связи с изменениями Налогового кодекса теперь полностью отдан в распоряжение Калуги. У нас относительно небольшие деньги от продажи бензина на территории города – порядка трех миллионов рублей – поступают в муниципальный дорожный фонд. А транспортный налог, то есть деньги, которые взимаются с владельцев автотранспорта пропорционально мощности транспортного средства – в Обнинске это порядка 72-75 миллионов рублей ежегодно уходят в областной фонд. И Калуга вправе распоряжаться ими как угодно, причем не обязательно на строительство и обустройство дорог. Собираемых в нашем городе налогов с транспорта и продажи бензина практически хватило бы на поддержание и развитие дорожной сети должным образом. А сейчас из области к нам возвращается в лучшем случае половина собранных транспортных налогов, и мы из городского бюджета добавляем еще 40-50 миллионов (из других статей доходов) для того, чтобы как-то строить и содержать дороги. То есть, если бы всё выплачиваемое нашими автовладельцами оставалось в городе плюс дополнительное финансирование из других статей доходов, то у нас дорожная сеть была бы на лучшем европейском уровне. Но сейчас мы вынуждены просить хотя бы часть своего же, переведенного в общеобластной "котёл". Так построена вертикаль власти в стране.

Но вернёмся к новостройкам. В каждой из них должна быть обустроена качественная дорожная сеть. В том же Заовражье необходимы не только качественно обустроенные улицы, дворы, пешеходные и вело – дорожки и тому подобное. Должна быть магистральная улица и важно выполнить её так, чтобы она реально справлялась с предстоящими огромными нагрузками. Помимо продолженной улицы Гагарина значительная нагрузка ляжет на продолженный проспект Ленина. Но посмотрите на сегодняшний проспект Ленина: с ростом количества автовладельцев и машин в городе здесь все чаще возникают настоящие транспортные коллапсы, вопросы парковок и "карманов" для транспорта фактически не решены. Новые строящиеся районы, включая в перспективе и Заовражье, выходят и будут выходить на проспект Ленина. Он уже сильно перегружен, движение серьезно затруднено. Улица с советских времён не расширялась, не строились дополнительные паркинги. Продуман ли вопрос с нормальным функционированием одной из главных городских магистралей?

Если мы планируем в ближайшие годы увеличить Обнинск почти в полтора раза, то должны, наверное, задуматься: как будет действовать в городе общественный транспорт. Следует разработать концепцию его развития и движения без помех. Надо либо ограничивать количество легковых машин на улицах, либо расширять дороги или создавать дороги-дублёры. С последним сложно в силу особенностей рельефа и других причин, в том числе сложившейся плотности застройки. Я согласен с мэром Обнинска: скорость движения машин в городе должна быть небольшая. Но рабочее движение должно быть непрерывным и общедоступным. Пока этот вопрос решается медленно.

Другой вопрос – обеспеченность новых микрорайонов объектами социальной сферы. Раньше в план застройки микрорайона обязательно закладывалось строительство детских садов, школ, исходя из предполагаемой численности населения. Сейчас в проекты они включаются, но на деле не строятся. Взять, к примеру, 38-й микрорайон, где работает компания ПИК. Запроектированный в нём детский сад не строили лет пять, как минимум, я в течение последних лет неоднократно поднимал этот вопрос на сессиях Законодательного Собрания, фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассылались многочисленные запросы в областные министерства и сейчас вопрос наконец-то начал решаться, определены источники финансирования, исполнители, сроки. В целом же того масштаба планирования и реализации социального строительства, которое было при социализме, сейчас и близко нет. В Заовражье школ и детских садов на 700 тысяч квадратных метров жилья, на микрорайон с 30-ю тысячами жителей планируется построить явно в недостаточном количестве. За чей счёт и где будут строиться поликлиники, больницы, здания обслуживающих население бюджетных служб? Хотелось бы располагать большей информацией о том, как власти собираются налаживать в новых районах комфортные условия жизни. Формат публичных слушаний по этим вопросам ограничен и временем и количеством участников, а широкого обсуждения, разъяснительной работы, допустим, в том же Интернете, нет.

Надо мыслить стратегически: сколько квадратных метров жилья на человека мы хотим видеть в Обнинске? 35 метров хватит, или мы опять будем искать новые площади, осваивать присоединенные земли для выполнения замысла губернатора по строительству более миллиона квадратных метров жилья в год при том, что численность населения города в последние годы фактически не растёт? Есть ли здесь какой-нибудь план? Ведь 35 "квадратов" на человека для города более чем достаточно, с этой цифрой наш среднестатистический горожанин гарантировано не справится финансово. Считаю, что строительство высотных домов в городе – это просто погоня за рейтингами, за тем, чтобы как можно больше жилья насажать на один квадратный метр территории. Уверен, что Обнинску нужна малоэтажная застройка как во всех цивилизованных странах Запада. Это либо таунхаусы, либо дуплексы, либо коттеджи. Ведь присоединяется огромное количество земель соседних районов. Особых затрат на коммуникации малоэтажное строительство не требует. Туда, например, не нужна подводка горячей воды – у всех средства индивидуального отопления, много и других преимуществ. Другое дело – цена земли для застройки. В своё время частные предприниматели купили окрестные земли буквально за бесценок как земли сельхозназначения. Теперь они переводятся в статус земель поселения и город будет вынужден выкупать их у частников по цене просто заоблачной – в сотни раз дороже. Что можно было бы сделать? Поставить перед владельцами вопрос ребром: город будет в добровольно-принудительном порядке выкупать у вас землю по приемлемым рыночным ценам, законодательство это разрешает (возьмите пример Сочи перед Олимпиадой), а потом переводим их в новый статус и застраиваем. Но этого не происходит, всё делается в пользу собственников земель и вбивается в цену будущего жилья. Я нахожу здесь серьезный коррупционный фактор.

В целом нынешний путь дальнейшей застройки города и его развития считаю не вполне цивилизованным. Убежден, что точечные высотные дома не нужны в "старом" городе, что надо развивать малоэтажную застройку районами типа "Экодолья", комфортными для проживания. Человек доложен иметь машину, чтобы по хорошей дороге доехать до работы, а затем вернуться в доступный по цене собственный дом со всеми внутренними и районными удобствами. При том, что многим нравится жить и в многоквартирных домах, но их-то запланировано в избытке. Возникает вопрос к городской администрации: насколько серьезно она занимается опросами мнений, статистикой, изучением потенциального спроса и возможностей реализации запланированного жилья, анализом социального состава его будущих покупателей, перспектив развития, обоснованным прогнозированием. Я, да и многие горожане, видят высокую активность администрации в решении текущих вопросов городской жизни, достижении тактических целей. А вот стратегии развития Обнинска, на мой взгляд, уделяется недостаточно внимания, и на это стоит обратить внимание.

По материалам источников: Обнинск

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Калужской области

© 2006-2024