Попытка несанкционированного роста
30 апреля 2014
Кремль и Белый дом будут искать замену иностранным инвестициям
7 мая представители правительства и администрации президента намерены обсудить на совещании у Владимира Путина меры по поддержке экономического роста. Хотя повестка пока не определена, по крайней мере часть предлагаемых мер выглядит как попытка ответа на экономические санкции США и ЕС и угрозу внешнеторговой изоляции РФ. В числе новых предполагаемых источников роста увеличение эффективной ставки налога на имущество через изменение правил амортизации, плановое импортозамещение и принуждение компаний, работающих в моногородах, к инвестициям в новые проекты.
Как стало известно "Ъ", в начале мая правительство и администрация президента созывают несколько рабочих совещаний, которые 7 мая должны завершиться финальным совещанием у президента: все они, как предполагается, будут объединены единой тематикой стимулирования экономического роста. Напомним, тема стимулирования прицельно разрабатывалась и администрацией президента, и аппаратом правительства, и Минэкономики в январе 2014 года, однако российско-украинский конфликт и объявление США и ЕС возможности введения общеэкономических санкций против РФ в феврале фактически остановили дискуссию о динамике ВВП вне бюджетного процесса. Как сообщили "Ъ" источники, знакомые с ходом подготовки совещания, у Владимира Путина 7 мая предполагается впервые обсудить меры по стимулированию роста с учетом изменившейся ситуации с правительством и ЦБ.
Само по себе обсуждение ведется в закрытом режиме с минимумом вовлеченных лиц. Так, источник в кремлевской администрации рассказал "Ъ", что 7 мая на совещании у президента Владимира Путина планируется обсудить ход исполнения майских (2012 года) указов. В то же время другие собеседники "Ъ" в правительственных ведомствах, чьи руководители приглашены на совещание к президенту, рассказывают: обсуждать предполагается помимо прочего и "дополнительные меры". В правительстве еще не определились с окончательным набором идей, с которыми премьер-министр Дмитрий Медведев и его коллеги пойдут в Кремль, предложения будут обсуждаться до последнего момента. Кроме того, свои предложения вырабатывают и у экономического помощника президента Андрея Белоусова один из собеседников "Ъ" подтвердил, что в мероприятии он "обязан" принять участие, "если, конечно, он не будет болен или не окажется в отпуске". Во многом на состав предложений должен повлиять последний (после отклонения предыдущей версии в конце апреля Белым домом) вариант макроэкономического прогноза, расчетом которого сейчас занята в Минэкономики команда замминистра Андрея Клепача.
"Ъ" стали известны лишь некоторые из предложений, у которых невозможно идентифицировать авторов (известно лишь, что часть из них разработка экспертного управления администрации президента). Помимо достаточно давно и вяло обсуждающихся в Кремле и Белом доме мер по упрощению госинвестиций (например, оптимизация принятия решений по инвестициям Фонда национального благосостояния), "проектному финансированию" инфраструктурных инвестиций с рефинансированием через ЦБ, конвертации субординированных кредитов госбанкам в капитал (то есть фиксация госучастия в них на неопределенный срок) в списке несколько новых идей, которые выглядят как явный ответ на санкционный внешний шок в отношении экономики РФ (см. также стр. 7). Речь во всем списке идет о среднесрочных мерах предполагается, что правительство, если предложения будут одобрены на совещании, выдаст конкретные разработки по ним в срок до 1 декабря 2014 года.
Наиболее крупная из предлагаемых мер, о которой известно собеседникам "Ъ", удвоение ассигнований федерального бюджета в 2015-2017 годах на строительство автодорог. Цифровые расчеты "Ъ" неизвестны, сейчас такие расходы составляют порядка 400-450 млрд руб. в год без учета ряда отдельных автодорожных проектов. Кроме этого Белому дому будет предложено рассмотреть в бюджете на трехлетку расходы на "содействие" плановому импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности, в том числе в рамках стимулирования использования "наилучших доступных технологий".
По данным "Ъ", в предложениях также обсуждаются идеи, ранее высказывавшиеся министром промышленности Денисом Мантуровым, по созданию фонда развития промышленности, дополненные рядом новых деталей. Среди них расширение двухлетних налоговых каникул, которые, как предполагается, с 2015 года будут охватывать новые малые предприятия, на все новые промышленные объекты. В числе мер поддержки также рассматривается "полупринудительная" локализация ряда промышленных производств сектора b2b например, станкостроения
Еще одна важная инициатива, которая может попасть в Белый дом, новый разворот в политике по отношению сокращения персонала крупными промышленными группами, в том числе в моногородах. Напомним, с 2009 года основной идеей по отношению к увольнениям в "Русале", "Норникеле", в машиностроительных группах был полуофициальный запрет на увольнения. С лета 2013 года, в том числе с подачи нового министра экономики Алексея Улюкаева, обсуждалась отмена этого запрета и легализация незначительного "планового" роста безработицы в 2015-2016 годах: эта мера была призвана снять напряжение на рынке труда (сложившееся в ряде регионов из-за аномально низкой безработицы) и простимулировать развитие малого бизнеса. Теперь же, как уверяют собеседники "Ъ", в Кремле предполагается продискутировать новую идею: "разрешение" на закрытие старых рабочих мест в моногородах предполагается выдавать только в обмен на подтверждение инвестиций определенной суммы в новые проекты. Источники "Ъ" затруднились предположить, как юридически может быть оформлена такая мера сейчас "запрет" на закрытие монопроизводств, появившийся после инцидентов в Пикалево, сугубо неофициален.
Наконец, для того, что стимулировать обновление основных промышленных фондов, в 2015 году предлагается провести переоценку всего оборудования с истекшим сроком амортизации, а затем на это старое оборудование через внесение поправок в НК планируется поднять налог на имущество. Напомним, сейчас сумма налога зависит от остаточной стоимости имущества (то есть разницы между его первоначальной ценой и суммой амортизации). Поэтому "самортизированное" оборудование в фискальном плане, как правило, выгоднее нового чиновники предлагают развернуть ситуацию. Задача обновления оборудования выглядит весьма масштабной сейчас износ основных фондов по разным отраслям промышленности достигает от 50% до 75%; несмотря на все заклинания о необходимости новой промышленной политики, эта ситуация в последнее десятилетие не менялась. Таким образом, эта идея рассматривается как обоюдоострая: при сопротивлении промышленников она повысит сборы налога на имущество, при ее успехе сборы налога на прибыль. Но повышение налога на старое оборудование можно также рассматривать как "кнут" взамен, видимо, не сработавшего "пряника": под лозунгом обновления основных фондов в 2012 году были приняты поправки, освобождающие от налога новое движимое имущество организаций (машины, оборудование), принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
Обсуждаемый набор мер вполне укладывается в существующее в Кремле убеждение в невозможности коррекции макроэкономического и денежно-финансового курса идеи, например, экономического советника президента Сергея Глазьева и инициативы академиков РАН, преимущественно сконцентрированные в этой сфере, до сих пор предметом обсуждения не являются, что в целом можно рассматривать как довольно позитивное явление. Впрочем, отказ от чистых "монетарных" стимулов вполне может быть компенсирован уступками лоббистов в секторе "промышленной политики". Наиболее опасным среди инициатив выглядит даже не "проектное финансирование" с поддержкой ЦБ, а "плановое импортозамещение" на средства федерального бюджета из известных "Ъ" тем совещания у Владимира Путина она смотрится наиболее коррупционноемкой.
По материалам источников: КоммерсантЪ