Докатились: следующая остановка – тупик реформы
01 мая 2025
В Калуге уже несколько лет продолжается транспортный апокалипсис, который чиновники лукаво называют "реформой". Куда мы катимся и куда в итоге докатимся на наших автобусах-троллейбусах?
Стартовали за здравие
Еще свежи в памяти времена, когда мы жаловались на "полтора сарая на маршрут". Калужский автобусный парк доживал свой век, а троллейбусный, судя по его внешнему виду, давно его отжил.
Поэтому, когда пять лет назад в Калужской области объявили о начале реформы в сфере пассажироперевозок, которая по задумке чиновников должна была повысить уровень комфорта до пяти звезд, народ воодушевился. Очень хотелось верить, что общественный транспорт наконец-то начнет передвигаться по расписанию, а не по настроению водителя. Во всяком случае, именно это обещали чиновники.
Транспортная реформа стартовала с Обнинска и Калуги, что логично и предсказуемо. Два самых крупных города региона с населением в несколько сотен тысяч человек с нетерпением ждали перемен к лучшему.
И дождались: власти обновили автопарк! Причем не списанные в Москве и покрашенные колымаги, а совершенно новые машины. Например, для областного центра было приобретено и взято в лизинг 232 автобуса с иголочки. Все красного цвета, с надписью "Новый транспорт Калуги" на боках. Не автобусы – огонь! Упор был сделан на то, чтобы муниципальный транспорт максимально заменил частников, на работу которых жалобы лились рекой.
Но, как это часто бывает: гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
Уж в автобус невтерпёж
Летом 2023 года, когда обнинцы и калужане столкнулись с новой транспортной схемой, на чиновников обрушился шквал жалоб. Люди писали, что красных автобусов не дождешься – график движения постоянно срывался. А если и подъезжал новый автобус к остановке, в него не сядешь. Потому что не влезешь.
Новые "оптимизированные" маршруты граждане тоже ругали на чем свет стоит: если раньше из пункта А в пункт Б можно было доехать за 20 минут, то теперь минимум за 40 и с пересадками. А ведь эту схему разрабатывали специалисты Высшей школы экономики!
Жители Правобережья негодовали из-за изменения маршрута № 4. На бумаге все выглядело красиво: количество транспорта на линии в разы увеличили, маршрут продлили до новых микрорайонов. Оптимизация! Но народ ее не оценил, особенно жители Правобережья, мимо которых автобусы стали ходить набитые под завязку.
Призванный разгрузить пассажиропоток маршрут № 44 оказался "редким зверем". Повезло, если встретил его на своем пути и поймал.
Для тех, кто живет в микрорайоне Северный и на Кубяке, даже переполненные автобусы казались благом, так как промежутки между ними порой достигали 40 минут. Особенно после 19:00. Не лучше складывалась ситуация в микрорайонах Терепец и Турынино.
"Вы на маршруте № 6 не ездили, вот это ужас", – написала в группе "Правый берег LIVE | Калуга" Светлана Ф.
Первое время муниципальные власти уверяли, что неудобства – дело временное, пассажирам надо просто привыкнуть к оптимизированной схеме. Но возмущение горожан было столь велико, что чиновники в итоге признали: измененные маршруты прокатились по старым мозолям и наработали новые. Пришлось начать корректировку схемы. И процесс этот идет до сих пор.
Весной текущего года власти Калуги пообещали не только закупить дополнительные красные автобусы, но и обновить изрядно обветшавший троллейбусный парк.
Верим, конечно. И заодно готовим кошельки к очередному повышению стоимости проезда, которое наверняка не за горами.
Три часа пешком, а там – на собаках...
Если в системе общественных перевозок крупнейших муниципалитетов заметно хоть какое-то движение, то в сфере межмуниципальных коммуникаций уже много лет тишина и запустение. Хотя чиновникам давно следовало обратить внимание на чаяния селян и дачников, которые часами ждут на остановках свой автобус.
Ждут, потому что автопарк частников давно дышит на ладан, из-за чего маршрутки ходят через раз. Закупать новые машины перевозчики отказываются: невыгодно. Более того, некоторые из них вообще уходят с маршрутов из-за их нерентабельности. Так, с начала нынешнего года перевозчика лишились сразу два направления: Медынь – Калуга и Калуга – Сухиничи. И нет гарантий, что в скором времени та же участь не постигнет другие райцентры.
Похожую картину наблюдаем и с дачными автобусами.
Груженные рассадой, инвентарем, ведрами и остальной необходимой на шести сотках утварью пенсионеры, а именно они по большей части пользуются этими маршрутами, зачастую вынуждены километры идти пешком.
Почему так? Оказывается, им далеко не всегда удается сесть в маленький, битком набитый автобус. График движения, по мнению дачников, тоже предельно неудобный, а огурцы-помидоры поливать надо. Вот и идут пожилые люди туда, обратно...
Городские и областные власти завалены жалобами на дачные маршруты и просьбами пустить автобусы большей вместимости. Но в ответ тишина. Все опять упирается в частников, для которых каждый рейс до дач – не прибыль, а сплошные убытки. При этом чем больше автобус, тем жирнее получается минус. Проблема системная, а страдают люди.
"Жители Калужской области должны ездить на работу и с работы, в больницу, в магазины, в пределах городов и за них в комфортных условиях! – настаивает депутат Заксобрания Калужской области от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Андрей Смоловик. – Почему налогоплательщики должны мерзнуть или изнывать от жары на остановках и толкаться в салонах как селедки в бочке? Мало того, что транспортная реформа провалилась, так еще и цены поднимают весьма ощутимо. Это недопустимо! Опыт других регионов показывает, что грамотно построенная логистика и поддержка бюджета, а не кошельки простых граждан, вполне способны компенсировать перевозчикам убытки и решить транспортный вопрос раз и навсегда".