Ключевые положения проекта альтернативного федерального бюджета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме на 2021 год
24 ноября 2020
Проект федерального бюджета на 2021-2023 годы построен на более чем оптимистичных прогнозах, что в нынешней ситуации создает серьезные риски. Если что-то пойдет не так, под угрозой окажется не только выполнение социальных обязательств государства, но и устойчивость всей бюджетной системы. Этого нельзя допустить.
Правительство России прогнозирует снижение ВВП на 3,9% в 2020 году и его ежегодный 3-процентный рост с 2021 года. По нашим расчетам глубина падения в 2020 году будет значительно большей, а восстановление экономики в последующие годы более долгим и трудным.
Фракция "СР" предлагает следующие меры по повышению доходов бюджета:
– установление дифференцированной ставки возмещения НДС для экспортеров с полной отменой возмещения НДС для экспортеров сырья;
– остановка "налогового маневра" и прекращение снижения ставок вывозных таможенных пошлин в рамках указанного "налогового маневра" в нефтегазовой сфере;
– дополнительное увеличение на 1 процентный пункт ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъектов РФ;
– введение более глубокой прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц с соответствующим администрированием;
– введение плоской шкалы социальных взносов и снижение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды;
– введение налогообложения престижного потребления – расширение применения налога на роскошь;
– отмена предусмотренной нормы о совершенствовании системы материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих в 2021 и последующих годах (182 млрд рублей);
– введение на законодательном уровне норматива выплаты дивидендов государственными компаниями в размере не менее 50% от объема чистой прибыли;
– повышение налогообложения организаций, являющихся системообразующими для Российской Федерации путем установления в отношении них обязанности по нахождению их в юрисдикции Российской Федерации;
реформа системы государственных закупок в целях повышения их конкуренции ввиду осуществления около 93% госзакупок оборотом в 30 триллионов рублей неконкурентыми способами в настоящий момент;
антикоррупционные меры, в том числе введение конфискации имущества коррупционера и его близких лиц в случае недоказанности законности происхождения имущества;
реформа государственного управления, сокращение государственного аппарата, где общий объем нарушений согласно оценкам Счетной палаты РФ составляет от 516 до 965 миллиардов рублей;
введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта (дополнительно 500 миллиардов рублей);
реформирование лесного хозяйства, в том числе временное ограничение вывоза (экспорта) кругляка (дополнительно 200 миллиардов рублей);
продолжение уже начавшейся реформы рыбного хозяйства (дополнительно 100 миллиардов рублей);
продолжение реализации курса на пересмотр действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, чтобы прекратить практику безналогового вывода средств на заграничные счета. Пересмотр таких соглашений, помимо Кипра с Нидерландами, Мальтой и Люксембургом (дополнительно до 420 млрд рублей).
За счет реализации предлагаемых "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" мер суммарные изменения бюджетной системы выглядят следующим образом:
+ 1 149,9 млрд рублей дополнительных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
+ 6 015 млрд рублей дополнительных доходов средств федерального бюджета.
С учетом дополнительных доходов федерального бюджета "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает следующие меры:
– отмена повышения пенсионного возраста и в целом пересмотр пенсионной системы в рамках внесенного проекта федерального закона № 600425-7 "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации";
снижение на 2% и возврат ставки налога на добавленную стоимость до уровня 18%;
предоставление льгот инновационному бизнесу;
перераспределение налога на прибыль организаций в пользу субъектов Российской Федерации;
предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ в сумме 150 млрд рублей;
обеспечение индексации в отношении всех страховых пенсий на 6%;
обеспечение индексации пенсий работающим пенсионерам;
индексация материнского капитала;
введение льготы по налогу на прибыль организациям, осуществляющим инвестирование средств в основные фонды (инвестиционная льгота);
налоговые льготы инновационному бизнесу;
отмена повышения ставки утилизационного сбора;
дополнительные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации в качестве межбюджетных трансфертов на поддержку инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации;
выплаты "сгоревших" сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный̆ банк Российской̆ Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской̆ Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г., в целевые долговые обязательства Российской̆ Федерации с использованием долгового рубля;
установление социальной доплаты до уровня прожиточного минимума гражданам, чьи доходы после вычета НДФЛ оказались ниже МРОТ;
оказание адресной продовольственной поддержки малоимущим гражданам;
установление мер поддержки "детям Великой Отечественной войны";
отмена эксперимента по налогообложению самозанятых граждан – налога на профессиональный доход (НПД);
выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы;
меры по обеспечению жильем детей-сирот;
увеличение объемов бюджетных ассигнований в части мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ветераны боевых действий, инвалиды, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера), а также по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
компенсация региональным бюджетам выпадающих доходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при условии поэтапного снижения величины максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22% до 15%;
дополнительные ассигнования по разделам "Образование" и "Здравоохранение" в целях доведения расходов по данным разделам классификации расходов до 7% от общего объема расходов федерального бюджета.
дополнительные средства бюджетам субъектов РФ на модернизацию коммунальной инфраструктуры и на проведение капитального ремонта.