Россиянам нашли "одно окно" для жалоб на ЖКХ
27 ноября 2014
Поправки в Жилищный кодекс обяжут управляющие компании решать проблемы жильцов с ресурсоснабжающими организациями
Несмотря на то что часть россиян расплачиваются напрямую с поставщиками газа, электричества и пр., решать проблемы населения в сфере ЖКХ обяжут ответственные за дом управляющие компании. Соответствующие нормы предложил ряд депутатов Госдумы из комитета по жилищной политике в числе поправок ко второму чтению законопроекта об изменении Жилищного кодекса.
Депутаты предлагают внести изменения в ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса, добавив пункт о том, что управляющие компании обязаны "обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, представлять их интересы, в том числе в случае нарушения порядка расчета платы или качества коммунальных услуг по вине ресурсоснабжающих организаций".
С каждой управляющей компанией заключается договор управления многоквартирным домом, где контрагентом выступает большинство жильцов, которые доверяют оказание целого комплекса услуг по содержанию и ремонту дома. В этом смысле полноценное представление интересов от своих доверителей является де-факто обязанностью управленцев, которые со следующего года будут получать лицензии, сказал "Известиям" один из авторов поправок, зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин.
Сегодня, по оценке депутата, нередко у жильцов отсутствует доверие к управляющим компаниям, которым они поручили свои дома.
Ко мне недавно в Думу позвонили жители Железнодорожного Московской области. Говорят: у нас в подъезде свет стал дороже стоить. Я отвечаю и что, вы решили сразу в Госдуму позвонить? Не зря же в известном фильме говорили, что управдом лучший друг человека. Управляющие компании существуют для жильцов, а не жильцы для управляющих компаний.
Законопроект, в который вносятся поправки, был разработан группой депутатов Госдумы в соответствии с поручением Владимира Путина от 19 февраля 2013 года № Пр-340 по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления ЖКУ. Среди прочего в проекте прописано увеличение ежедневных пеней за задержку платежей до 1/170 ставки рефинансирования после 90 дней просрочки, предусмотрены штрафы для ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний за некачественные услуги, уточнен механизм капитального ремонта и т.п. Законопроект был принят в первом чтении в сентябре 2014 года, сейчас дорабатывается ко второму чтению. В частности, как сообщила "Известиям" председатель комитета по жилищной политике Госдумы Галина Хованская, прорабатывается вопрос о полномочиях управляющих компаний в споре с ресурсоснабжающими организациями.
По мнению Светланы Разворотневой, исполнительного директора некоммерческого партнерства "ЖКХ-Контроль", от объема полномочий УК зависит, насколько новые правила будут рабочими.
Законопроект предполагает упрощенный переход граждан на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом УК не является стороной договора как она будет разбирать эти споры и добиваться от ресурсников выполнения обязательств? Для меня это вопрос. Сама по себе идея хорошая, но необходимо проработать реальные механизмы, которые позволят УК устранять нарушения, в противном случае они станут просто козлами отпущения, считает она.
Галина Хованская уточнила, что управляющие компании будут обязаны представлять интересы жильцов перед ресурсоснабжающими организациями, но сами не будут нести материальной ответственности за качество коммунальных услуг.
Это связано с тем, что жильцы перейдут на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, управляющие жильем не будут нести убытки из-за неплатежей жильцов, пояснила Хованская.
По оценке экспертов, новый порядок должен значительно упростить жизнь собственников жилья, которым сегодня приходится самостоятельно искать виновных и вести неравную борьбу с поставщиками воды, газа, электричества.
С точки зрения потребителей это удобно. При прямых расчетах им вообще невозможно справиться с ресурсоснабжающей организацией, она не заинтересована в экономии и считает, как ей выгодно. Что может сделать отдельный гражданин с такими монстрами? У УК больше возможностей, есть профессиональные юристы, но надо более точно прописать их полномочия и обязанности, говорит Разворотнева.
В качестве примера конфликтов собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями она вспомнила идущий сейчас в Удмуртии спор. Там жильцы установили в домах тепловые станции, которые нагревают воду на месте, тем не менее им по-прежнему выставляют счета за горячую воду и тепло, из-за чего расходы выросли.
Было даже постановление правительства республики, где разъяснялось, как в таких случаях начислять плату, но ресурсники всё равно считают по-своему, и люди платят отдельно за подогрев воды и за теплую воду. В итоге выходит дороже, чем если бы они получали горячую воду по централизованным сетям, рассказывает Разворотнева.
Александр Козлов, исполнительный директор федерального проекта "Школа грамотного потребителя", также заметил, что сегодня у жильцов регулярно возникают проблемы с ресурсоснабжающими организациями, которые они не могут самостоятельно решить.
К нам регулярно поступают подобные жалобы. Например, недавно сообщили, что зимой в доме температура горячей воды не превышает 46 градусов. Когда жильцы обратились в УК с требованием составить акт о некачественной услуге, их перенаправили в ресурсоснабжающую организацию, которая никак на жалобы не реагировала. Нередки случаи, когда жильцы сталкиваются с неоправданным увеличением цен на коммунальные услуги, повторным начислением тарифов и не могут самостоятельно восстановить справедливость, рассказывает Козлов. Появление "единого окна", в которое можно направлять все жалобы, даст жильцам больше шансов быстрее разобраться с подобными проблемами. Самостоятельно жильцам бывает тяжело выяснить, по чьей вине произошло то или иное нарушение: управляющие компании и организации пытаются уйти от ответственности и перекладывают вину друг на друга. Простой и понятный механизм оформления жалоб уже не позволит их игнорировать.
По материалам источников: Известия