Минфин предлагает повысить налоговую нагрузку на население
02 июля 2014
Бюджетный процесс 2015 стартует с повышения налогов: за выполнение социальных и оборонных обязательств государства доплатит население
Минфин определил параметры бюджета на 2015-2017 гг. , сегодня их должно рассмотреть правительство на бюджетной комиссии. Доходов не хватает: правительству предстоит сокращать расходы и искать источники повышения доходов в качестве таковых Минфином предложено увеличение налоговой нагрузки.
В проектировках бюджета уже заложено сокращение ранее условно утвержденных расходов полностью в 2015 г. (на 384 млрд руб.) и наполовину в 2016 г. (на 420 млрд руб.). Расходы в целом сокращены в сравнении с предыдущим планом на 109 млрд и 416,7 млрд руб. соответственно в 2015 и 2016 гг. Но этого будет недостаточно правительству предстоит принять непростое решение о сокращении ранее заложенных в бюджет расходов на 2%, предупредил министр финансов Антон Силуанов. Это позволит сэкономить в 2016-2017 гг. еще примерно 306 млрд руб.
Но и этого недостаточно. Доходы бюджета за 2015-2017 гг. сократятся на 1,5 п. п. ВВП, тогда как годом ранее расчеты на этот же период предполагали сокращение на 1 п. п. ВВП.
Ненефтегазовые доходы бюджета в соотношении с ВВП все три года будут стагнировать (9,7% ВВП), т. е. расти теми же темпами, что и экономика. Доля рентных доходов будет падать (с 19,6 до 18,1% ВВП) из-за замедления роста добычи и экспорта углеводородов. Кроме того, Минфин предлагает перенести с 2015 г. повышение пошлины на экспорт мазута с 66 до 100% от нефтяной она начнет расти с 2016 г.
Доля нефтегазовых доходов могла бы быть еще меньше, если бы не произошедшее ослабление курса рубля. В этом году оно добавит бюджету примерно 1 трлн руб., из которых около 800 млрд руб. пойдет на расходы; а бюджет вместо дефицита в 0,5% ВВП получит почти такой же профицит. В 2015 г. из-за изменения курса рубля бюджет получит 700 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов: прогноз курса в сравнении с прошлогодним планом изменен с 33,7 руб./$ на 37 руб./$. Более трети девальвационной добавки в 2015 г. также будет потрачено, остальное (432 млрд руб.) Минфин планирует сберечь в резервном фонде. В 2016 г. в резервный фонд планируется направить только половину дополнительных нефтегазовых доходов.
Минфин предлагает источники дополнительных доходов, сообщил Силуанов: главная мера приватизация 19,5% "Роснефти" принесет 423 млрд руб. (в виде дивидендов от " Роснефтегаза") в бюджет-2015, что в нем уже учтено. Помимо этого Минфин планирует дать регионам право ввести налог с продаж в размере 3% (см. статью на стр. 01), увеличить почти в 1,5 раза ставку налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13%, а также ввести акциз на газ, поставляемый по "Голубому потоку" (см. статью на стр. 12).
После резкого повышения пенсионных обязательств в 2010 г., затем по увеличению зарплат и госпрограммы вооружений (а сокращать все эти обязательства трудно) практически не осталось других расходов, которые можно было бы сократить, повышение налогов логичное следствие, заключает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Еще недавно чиновники Минэкономразвития говорили, что для выполнения указов президента нужен рост экономики на 5% только тогда бюджет получит необходимый объем доходов, напоминает Гурвич: "О чем предупреждали осуществляется". Повышать госдолг не вариант, считает он: во-первых, дефицит ограничен бюджетным правилом, во-вторых, займы на внутреннем рынке будут отвлекать ресурсы из экономики, а на внешнем из-за геополитических проблем занимать стало накладно. В 2013 г. около 90% прироста расходов было связано с социальными тратами это означает, что, сделав ставку на заемные ресурсы, государство будет занимать на социальные выплаты, добавляет Наталия Орлова из Альфа-банка: "Плохая идея". Идеальный план повышения доходов стимулировать рост экономики, но если это не получается, то повышение косвенных налогов на потребление наиболее логичный выход, полагает Орлова. Повышение налогов на потребление считается наименее вредным для экономического роста в отличие от налогов на капитал и на труд, согласен Гурвич.
В теории первое, что "просится" на повышение среди косвенных налогов, это НДФЛ и налог на недвижимость, однако повышение последнего откладывается из-за проблем с кадастром, а низкая ставка налога на доходы физлиц часть социального контракта, говорит Орлова: "Введение налога с продаж возможность перенести часть нагрузки с компаний на домохозяйства, формально не нарушая социальный контракт". Если доходы на нефть не вырастут, то пересматривать источники доходной части придется ежегодно, не исключает она. Еще один потенциальный резерв накопительная часть пенсии, заморозка которой может стать только первым шагом к ее дальнейшей отмене, считает Орлова.
По материалам источников: Ведомости